Альфонс Муха
Через шестьдесят лет после смерти Мухи на родине художника создан Музей, посвященный исключительно его работам.
Альфонс Муха, безусловно, один из самых великих, известных и еще во многом непонятых чешских художников.
Автопортрет 1899 масло, холст 32x21
Музейная экспозиция является лишь частью широкого показа его творчества; в течение последних десяти лет выставки были организованы в Японии (1989), Лондоне (1993), Пражском замке, Париже, Австрии (1994), Лиссабоне, Гамбурге, Брюсселе (1997) и Соединенных Штатах (1998 и 1999). Это второе возрождение искусства Мухи после его смерти в 1939 году.


К счастью, обновленный интерес к данному стилю совпал со стремлением сына Мухи, Иржи, снова открыть миру Альфонса Муху, чье творчество на долгие тридцать лет было забыто. Вследствие этого работы Мухи вышли из забвения.
Семья художника на мысе Код 1921
Муха родился в середине 19-го века в одном из тихих городков Габсбургской империи. Затем учился живописи в Вене, Мюнхене и Париже; художник оставался в безвестности до 35 лет, и совершенно неожиданно стал сенсацией Арт Нуво в Париже, тогда художественной столице Европы.
Следующие после 1895 года десятилетия стиль Мухи мелькал на плакатах, афишах, книгах, иллюстрированных журналах, ширмах, декоративных панно, витражах, альбомах, ювелирных изделиях, интерьерах, театральных сценах и костюмах, скульптуре, архитектуре — одним словом, он определял парижскую версию Арт Нуво.

Monaco Monte-Carlo, Alfons Mucha, 1897
Работы Мухи выставлялись, копировались, служили объектом пристального внимания публики и средств массовой информации.
Муха был популярен не только в Европе.
Ярослава и Иржи, дети художника 1919 масло, холст 82.8 х 82.8
Daydream, Alfons Mucha,1897
Его первое путешествие в Америку (1904) рекламировалось в The hew York Ddilly hews, где Муху называли «всемирно известным великим художником-декоратором»; в специальном выпуске опубликовали четырехцветные репродукции его работ. Однако слава художника также стремительно исчезла, как когда-то возникла.
Портрет Маруси 1903 гуашь, 50,7 х 32,1
Портрет Иржи и Ярославы, 1925 ок.
Портрет Ярославы 1930
Находясь на вершине популярности, он вдруг решает покинуть Париж, побывать в Америке и вернуться на родину.
В течение 29 лет Муха работает в Богемии, где создает несколько значительных произведений, включая монументальное полотно «Славянская эпопея», которое он считал своим самым великим достижением.
Тем не менее работы его чешского периода до последнего времени на Западе не были известны.
Его творчество было настолько забыто, что даже важные парижские работы обнаруживают только сейчас, а дневники, письма и записные книжки — требуют расшифровки, систематизации и изучения.
Из-за коллективной амнезии школьный учебник 1989 года, посвященный Арт Нуво конца века во Франции, не содержит ни одного упоминания Мухи.
Ожерелье Госпожи Муха 1906, золото, самоцветы 25/20.
Ожерелье свадебный подарок Мухи своей невесте — выполнено по рисунку художника пражским ювелиром Решнером. Три голубя с опаловым опереньем, помещенные в центр, символизируют любовь и супружество.
Годом позже появился еще один текст о графике Арт Нуво в Европе, где Муха фигурирует в главе, рассказывающей о дискуссиях австро-венгерских художников. Забвение и исчезновение Мухи из мирового контекста произошло, прежде всего, по причине изменений вкусов публики.

Moët & Chandon Crémant Impérial, Alfons Mucha, 1899
Вскоре после окончания 19-го века ее внимание привлек авангард: фовисты, кубисты, экспрессионисты и прочие вариации.
После Первой мировой войны общественные вкусы радикально изменились.
Мадонны Мухи и работы Густава Климта уже казались наивным отголоском прошлого века. Что касается Мухи, то безразличие к нему сменилось враждебностью, официальным отторжением и затем забвением.
Возвращение в 1910 году художника в Прагу было встречено с подозрением. Косвенным поводом репатриации послужило строительство в Праге Муниципального дома (Obecni dum), последнего в Европе строения в стиле Арт Нуво.
Причиной же возвращения Мухи на родину было острое желание создать «Славянскую эпопею», то есть двадцать монументальных полотен, отображающих борьбу и чаяния славян, в число которых входит чешский народ.
Это должно было стать его творением, выражением собственной зрелой эстетики и морали. Со временем проект сделался расточительным, чисто филантропическим, даром художника родине.
После 1918 года, когда страна обрела независимость, Муха выполнял множество заказов для Чехословацкой республики.
Культурная элита и художественная общественность называли Муху аутсайдером, предлагающим чужие и ненужные стране ценности, лишь недавно обретенные им самим. Его патриотизм и народность считали устаревшими, вызывающими подозрение.
В 1939 году Германия, в соответствии с Мюнхенским договором, оккупировала Богемию. Муха в возрасте 79 лет удостоился чести быть включенным в первый список для допросов. Его знали как масона, юдофила и поборника свободы для Чехии; достаточно оснований, чтобы слыть врагом нового порядка. Старый и больной художник вскоре после допроса скончался.
Во время нацистской оккупации его произведения были запрещены, и полотна Славянской эпопеи сняли, чтобы предотвратить их пагубное влияние.
В 1948 году, то есть через три года после освобождения, Чехия попала в объятия коммунизма и советскую орбиту. Творчество Мухи снова было осуждено официальными кругами Чехословакии, на этот раз как буржуазно-декадентское. В жестокие годы сталинщины сын художника, Иржи Муха, подвергся тюремному заключению; семью изгнали из родного дома; государственные чиновники продолжали запрещать, конфисковывать и даже уничтожать работы.
Поскольку режим игнорировал творчество Мухи и его любовь к чешской культуре, произведения художника были надолго забыты.
В начале I960 «Славянскую эпопею» разрешили к показу, но только в небольшом городке — Моравском Крумлове. Бархатная революция ноября 1989 года положила конец тоталитарному правлению и иностранному давлению. Странно, что имя художника все еще находилось в забвении.
В чешской столице до открытия Музея в феврале 1998 года не было ни одной продолжительной выставки, ни постоянной экспозиции творений Мухи, лишь кратковременная экспозиция в 1994 году.
Когда в середине 1990-х пражский журналист поинтересовался у одного из высоких чинов, почему не существует персональной выставки творчества Мухи, в ответ он услышал: «Почему Мухи?»
В 1920-х годах, много позже успеха художника в Арт Нуво, на выставке его работ в музеях Чикаго и Нью-Йорка побывало более 600.000 посетителей. В 1936 году, незадолго до смерти, прошла его ретроспективная выставка в Jeu de Paume в Париже и также имела большой успех. Новое возрождение в мире интереса к работам Мухи, как в I960 году, так и сегодня, хорошо принято критикой и публикой.
В Моравском Крумлове экспозиция «Славянской эпопеи» стала объектом паломничества чешского народа, который, несмотря на скромную рекламу, приезжал из самых отдаленных мест.
Открытие Музея Мухи позволяет увидеть его работы заново. Если постараться, можно понять причину, по которой сам художник и его творчество вызывало враждебность. Искусство Мухи передает образное видение одного из самых провокативных и страстных художников 19-го века.
Материал из статьи Роналда Ф. Липпа «Альфонс Муха. Послание и человек» из альбома «Альфонс Муха»
На данный момент ни одного комментария не добавлено, будьте первым!