Средствами литографии
Японская классическая живопись увлекает необычайно тонким проникновением в природу, в человека, покоряет остротой образов, их глубиной и поэзией. Меня особенно привлекло искусство XIV — XV веков, которое у нас в России и вообще в Европе очень мало знают. Это живопись черной тушью, так называемая «суйбоку-га», которая пришла в Японию из Китая и получила здесь особый, национальный характер. Японские пейзажи кажутся какими-то космическими — вы видите маленький кусочек жизни и в то же время чувствуете, что это часть необъятного, большого мира. Вы видите небо, которое переходит в океан или море. Внизу ютится земля, и она пропадает в горах, в высоте, в тумане, в бесконечности.
Первое, что постигаешь, — это поразительное богатство оттенков туши, от глубокого черного пятна до едва ощутимой серой дымки. В пейзаже эта градация тонов создает необычайную глубину и воздушность, увлекает зрителя к далекому горизонту, который только угадывается в безмерности пространства. Затем начинаешь понимать и мудрое распределение на плоскости тяжести изображения и легкости пустой, чистой бумаги: последняя выделяет изображение и в то же время создает вокруг него как бы естественную раму, которую на Западе мы искусственно заменяем белизной паспарту.
Я поставила перед собой цель: найти в литографии технические возможности для передачи различных силовых отношений с помощью одной черной краски, на одной печатной доске добиться гармонии между изображением и плоскостью бумаги, характерности и выразительности форм при максимальной экономии средств — всего того, что в классической японской живописи тушью способствует созданию поэтичности и глубины образов.
Мои литографии отличаются от обычной литографии тем, что я работаю не на камне, а на цинковых досках. Они не требуют применения физической силы, портативны и допускают непосредственное рисование с натуры. Поскольку у цинка крупное зерно и поверхность его шероховата, краска на нем не растекается.
Средства для создания оттенков серых тонов в такой литографии различны и просты. Это и распыление литографской туши зубной щеткой через металлическую сетку (примитивный аэрограф), и накатка валиком тонкого слоя литографской краски на поверхность печатной доски, и сухая щетинная кисть, и литографский карандаш. Литографский станок в мастерской художника побуждает его к опытам, опыт рождает технические открытия, открытия вырабатывают художественные приемы, то есть тот язык, которым художник выражает свои мысли и чувства, вызванные видением действительности.
Знакомясь с искусством разных народов, проникая в его образный строй, мы обогащаем свой художественный опыт. В своих работах я сохранила принципы русской школы, но изучение японского искусства меня многому научило, расширив изобразительные возможности графического языка.
Статья Варвары Бубновой
На данный момент ни одного комментария не добавлено, будьте первым!